Новый российский фильм «Движение вверх». Интересные факты о фильме и всевозможные ляпы, о которых вам нужно обязательно узнать. 😉
В основу фильма легли сведения, описанные в одноименном автобиографическом романе Сергея Белова – советского баскетболиста. Олимпиада-72 стала знаковой для Советского Союза, так как именно в этот год было получено золото отечественной командой, и оно стало первым на таком высоком уровне.
Прежде, чем окончательно утвердить сценарий, было сделано 22 его версии. И только последняя оказалась наиболее подходящей.
Создатели фильма «Движение вверх» – это команда предыдущего популярного спортивного фильма «Легенда № 17». Рекомендуем почитать, где снимался фильм Движение вверх.
В фильме снялся сын Сергея Белова – Александр. Ему досталась небольшая роль одного из игроков советской сборной – Геннадия Вольнова. Но основная работа Александра Белова заключалась в постановке баскетбольных сцен.
Помимо сына Белова, в проекте участвовал и Иван Едешко – один из ключевых баскетболистов того матча в 1972 году. Он консультировал съемочную группу по всем вопросам.
Фамилия тренера Кондрашина была заменена на Гаранжина, которого сыграл Машков, из-за скандала с вдовами баскетболистов. Изменив имя, создатели фильма могли избежать юридической ответственности за искажение исторических данных о реальном человеке.
Весь съемочный процесс занял 6 месяцев и продлился с лета до конца осени 2016 года.
По сюжету требовалось очень много массовки, чтобы отобразить трибуны. В некоторых массовых сценах можно наблюдать до 500 человек за раз. Хотя этого все равно не было достаточно и тогда прибегали к системе клонирования массовки на общих и средне-крупных планах. Такие же технологии использовались в фильмах «Экипаж» и «Метро».
Почти все баскетболисты, которых можно видеть в фильме, – настоящие спортсмены-профессионалы. Но некоторые шагнули еще дальше. В частности, Александр Ряполов даже научился играть, взяв несколько уроков актерского мастерства, хотя в жизни его основное занятие – баскетбол.
Как это обычно бывает для таких сложных ролей, актерский состав на главных ролях тренировался каждый день несколько месяцев перед съемками, чтобы набрать нужную форму и научиться основным движениям.
Несмотря на то, что советское прошлое не так уж и глубоко кануло в лету, художнику по костюмам Сергею Стручеву пришлось детально изучать особенности одежды того времени. Досконально изучив архивные материалы, Стручев выяснил много интересных особенностей. Например, советская сборная играла в трусах из хлопчатобумажного сатина, а американская – из трикотажа. Художник по костюмам делится, что все эти нюансы были соблюдены, однако некоторые вольности допускались и это было сделано с целью эстетической ценности и определенных кинематографических канонов. Так, например, настоящая игровая форма советских баскетболистов была менее узкой и тесной, чем показано в кино.
Кстати, в рамках проекта всего пошили 500 самых разных костюмов, в том числе, спортивных и тренировочных форм. Это была классическая одежда 60 – 70-ых годов, которая сейчас уже считается винтажной. Что касается главного актерского состава, для героев пошили по 4 комплекта каждой из видов одежды – игровой, тренировочной и повседневной. А в сценах Олимпиады в Мюнхене пришлось воспроизводить спортивную форму большинства стран-участников.
Помимо одежды, художники заказали 20 баскетбольных мячей, которые выполнялись по стандартам СССР. Отдельно были мячи, которые использовались на международных соревнованиях и для выполнения трюков – эти более мягкие.
Вместе с режиссером оператор за полгода до съемочного процесса воспроизводил покадровую съемку разными способами, чтобы найти наиболее выгодную подачу материала. В частности, оператор Игорь Гринякин снимал на роликовых коньках и эти кадры вошли в итоговый фильм.
Тот самый легендарный матч решили снять в первые же дни, а материал для финальной игры готовили целый месяц.
С этим фильмом российская киноиндустрия продвинулась немного вперед. Никогда до этого в операторской работе не использовали сразу 6 команд операторов и 6 камер:
- Камера-«паук» висела под потолком на тросах. Ее основная задача – расположение всех элементов и скорость игры. Такой камеры раньше не существовало в истории – ее систему с нуля разработали инженеры МГУ.
- Камера-«шестой игрок». Для съемок в команде присутствовал шестой игрок, который наводил камеру в самую гущу событий во время игры.
- Камера для крупных планов.
- Камера специально для съемки соперников сборной СССР.
- Камера, отвечающая за рост и всевозможные ракурсы.
- Камера-«рапид», замедляющая время с точной фиксацией происходящего.
Все сигналы камер контролировались и синхронизировались аппаратурой Q-take.
Фильм сняли в самом высоком на сегодня разрешении – 4K. Это стало возможным, благодаря подвешенным источникам света на 800 кВт под потолком на арене.
Фильм «Движение вверх» стал самым кассовым российским фильмом за всю историю российского кинематографа. Сборы составили 1,671 млрд руб. До этого рекорд принадлежал «Последнему богатырю» (2016) – 1,653 млрд руб.
Успех картины помимо, исторической ценности и режиссерского подхода, гарантировали 3 фактора:
- Новогодние каникулы. Кстати, до Нового года народ был занят приятными хлопотами, поэтому первый уик-энд прошел по сборам тихо и скромно, а вот уже после праздника посещаемость была заоблачной.
- Рейтинг на Кинопоиске составляет 8.5, что запредельно много и позволяет фильму попасть в ТОП-250 самых лучших фильмов Кинопоиска.
- Новости об отстранении российской сборной на зимней Олимпиаде. Фильм оказался духоподъемным на общем фоне неприятных для россиян новостей.
На этом у нам все. Интересные факты о фильме «Движение вверх» мы рассказали. Что касается киноляпов, с ними просим вас немного подождать, так как пока собираем данные. Но если вы уже что-то заметили, обязательно пишите нам. 😉
Фильм и правда хороший, детям,которых мы привели на фильм,очень понравился. Никто не спорит, правда нужна, но и особый “дух фильма” со счетов скидывать не стоит. Дети уходили под серьезным впечатлением, думаю,это главное: сила духа,работа над собой,чувство команды. Спасибо,фильм никого не оставил равнодушным, в хорошем смысле. Нас было почти 180 чел детей – полный зал???
Киноляп.
В эпизоде с таможенным досмотром среди вещей баскетболистов присутствуют две пластинки группы Deep Purple, “Fireball” и “Burn”, но пластинка “Burn” на самом деле будет выпущена только в 1974 году.
Поэтому надпись “Deep Purple” на ней не читается, а только угадывается, а сами обе обложки вообще сильно изменены.
У меня в 1972 был точно такой костюм, как на женщине – спортивном комментаторе в фильме “Движение вверх”. Думаю, в Мюнхене это была незабвенная Нина Ерёмина. Даже такая мелочь – одежда того времени – соответствует действительности. А киноляпы напоминают нам о том, сколько времени прошло, и сколько осталось из той жизни в нашей памяти. Фильм понравился. В кино хожу раз в несколько лет. Хорошо, что сделали фильм про героев спорта.
Сцена, в которой наши 4 баскетболистов играют в американской подворотне с местными в одно кольцо. А именно, где происходит ставка на игру: доллары и банки с чёрной икрой. В кадре 20-долларовые банкноты нового образца (уже “цветные” и с увеличенным изображением президента США). В действительности же на банкнотах того времени изображение президента было меньшего размера и размещалось в овальной рамке.